Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

О Вологде

Народные художественные промыслы

Берестяные изделия

Берестяные изделия

Берестой называется верхний слой коры березы, отличающийся большой механической прочностью и эластичностью. Способы плетения берестяных изделий были несложными. Основными инструментами являлся используемый для плетения лаптей кочедык, плоское шило с крючкообразным изгибом. Кроме кочедыка мастеру необходим был острый нож, которым он резал берестяные ленты нужной ширины. В 19-начале 20 в. В каждом крестьянском доме на Севере можно было встретить берестяные корзины, лукошки для хлеба, налопаточники, короба, большие берестяные бутыли для хранения зерна, пестери, солоницы, лапти.

Поверхность березовой коры сама по себе красива, но ее иногда еще и украшали тиснением или росписью, вырезали на ней сквозные орнаменты. Так называемая шемогодская прорезная Берестяные изделиябереста в течение многих лет была основным художественным промыслом в нескольких деревнях близ города Великий Устюг Вологодской области, на реке Шемогсе - откуда и ее название. Шемогодская береста - это ажурные орнаментальные полосы, наклеенные на столярную (шкатулка) или токарную (бурачок) заготовку, орнамент большей частью растительный, иногда с включением в него плоскостных изображений птиц, рыб, животных. Под ажур в качестве декоративного фона часто подкладывается цветная фольга. Эта техника использовалась при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, блюд. Украшенные резной берестой, они приобретали вид нарядных, искусно выполненных изделий. Ажурные орнаменты шемогодских резчиков называли «берестяным кружевом».

Вологодская финифть

Вологодская финифть

Вологодская финифть - красочная цветочная и сюжетная роспись по белому эмалевому фону. Начало этого промысла относится к середине XVII века – на Русском Севере в городе Сольвычегодске мастера создали свой неповторимый стиль росписей по эмали. Росписи получили название усольских эмалей, так как город Сольвычегодск в древних документах и описях назывался Усольском.

Мастера усольской финифти использовали богатые художественные возможности эмалей, постоянно совершенствовали технику. При росписи финифтью они применяли особый прием цветной штриховки: наносили пышные растительные композиции (чаще - с любимым цветком тюльпаном) на медную основу. Природные формы цветов и растений приобретали у мастеров пышные фантастические очертания. Усольские росписи отличались разнообразием цветов: красные, лиловые, желтые, зеленые, коричневые, розовые, синие тона составляли основную палитру узора. Росписи выполнялись, как правило, на белых фонах. В орнаменты растений умело вписывались декоративные изображения птиц, насекомых, мифологических зверей. Искусство сольвычегодских эмальеров оказало сильное влияние на развитие других центров ювелирного искусства, в частности московского. Именно мастеров из Сольвычегодска вызывали в Москву для развития в столице искусства эмальерного производства.

Вологодская финифть

Однако расцвет усольских эмалей был непродолжительным. Уже в начале века (1744 г.) началось угасание искусства росписи по эмали. На смену расписным эмалям пришли однотонные - белые, синие, зеленые, которыми полностью покрывали предмет.

В 70-х годах века группа вологодских художников-ювелиров изучила и возродила древнее мастерство. На Вологодском заводе опытных и художественных изделий существовал экспериментальный цех, мастера которого занимались разработкой ювелирных изделий и сувениров с эмалями.

Сейчас промыслом росписи по эмали занимается предприятие города Вологды -Творческая мастерская «Вологодская финифть» (ул. Козленская,45 А, тел. (8172) 722-024).

Гончарный промысел

Гончарный промысел

Из поколения в поколение передавались на Руси секреты гончарного мастерства. На Вологодчине распространению гончарного промысла способствовало наличие залежей гончарных глин. Традиции, технологии и приемы передавались от деда к отцу, от отца к сыну. Образовывались гончарные центры - они снабжали глиняной посудой ближайшие деревни и широко развозили посуду по ярмаркам и базарам.

Процесс изготовления глиняной посуды включал в себя несколько этапов: заготовка глины, приготовление глиняного раствора (теста), формовка сосуда и орнаментация, сушка, обжиг. Гончары обычно работали семьями, наиболее состоятельные могли иметь отдельно стоявшие «заводы» с горнами для обжига керамики. Мастера победнее работали прямо в жилых избах и тут же в русских печах вели многочасовой обжиг керамики.

Самая ранняя гончарная керамика в Вологде изготавливалась из серой глины. В это время посуду любили украшать линейным, реже волнистым, тычковым орнаментом или многозубчатым штампом. Позже посуда орнаментируется реже, и преобладающим становится волнистый орнамент. С XVI-XVII вв. на столах вологжан почетное место занимает дорогая чернолощеная керамика, а с XVIII в. – поливная.

Гончарный промысел

Наивысшего расцвета гончарный промысел в Вологде достиг в XIX веке. Большой известностью пользовались фоминская, сомовская, кирилловская, андомская нарезная керамики. Особенно процветал закуштский промысел. Глиняная посуда добротных, лаконичных форм пользовалась большим спросом.

Вологодская керамика очень разнообразна по форме и назначению. Здесь встречаются простые печные горшки и миски, сковороды и блюда, а также сосуды специального назначения, такие как топники, латки, кубышки.

В настоящее время традиции вологодского гончарного искусства сохраняются. Мастера возрождают и продолжают традиции древнего гончарного промысла. Их изделия представляют собой весь спектр существующей на данный момент керамики: от традиционных форм и технологий до инновационных авторских проектов.

Искусство лоскутного шитья

Искусство лоскутного шитья

Лоскутное шитье тесно переплетается с другими видами женского рукоделия – ткачеством и вышивкой. В Древней Руси лоскутное шитье было широко распространено в деревнях. По причине трудоемкости и дороговизны изготовления льняных тканей женщины на Руси очень трепетно и бережно относились к остаткам ткани. Поэтому поначалу это рукоделие служило для подновления и перешивания одежды и предметов быта. С появлением фабричных тканей и материалов, традиции лоскутного мастерства на Руси значительно обогатились. Это явилось предпосылкой превращения лоскутного шитья в искусство. В России традиции лоскутного шитья сложились в веке.

К середине века искусство лоскутного шитья стало угасать, вещи, созданные в лоскутной технике, стали выходить из моды. Однако уже в 70-е годы того же века интерес к лоскуту стал возрастать. Музеи начали собирать лоскутные изделия и изучать эту технику как вид современного искусства.

Искусство лоскутного шитья

Сегодня искусство лоскутного шитья переживает второе рождение. Простая по исполнению, но очень эффектная техника декорирования ткани позволяет создавать оригинальные яркие изделия – покрывала, пледы, салфетки, сумки, кошельки.

В Вологде организован клуб любителей лоскутного шитья «Лепота», действующий при Городском дворце культуры, работает студия «Лоскутная пластика» при Вологодском государственном музее-заповеднике. Также этим видом искусства активно занимаются центры традиционной культуры.

Катавальный промысел

Катавальный промысел

Валенки - удобная и теплая обувь для зимы, катанная из овечьей шерсти. Особенно широкое распространение валенки или катанки получили на Русском Севере. Их катали с круглым носком, плоской подошвой и, как правило, с высокими голенищами. Валяли обычно на одну колодку, не различая правой и левой ноги. Голенища, достигавшие колен, слегка надрезали для удобства ходьбы или заворачивали.

Валенки в России появились в середине XVIII века. Сначала они завоевали Сибирь, а в начале XIX века их стали изготовлять и в Европейской части России. В XIX веке они были обувью зажиточных крестьян и надевались только в праздники. К ним относились как к большой семейной ценности. В конце XIX – начале XX века валенки были распространены уже повсеместно и составляли основную зимнюю обувь северных крестьян.

Катавальный промысел в конце XIX – начале XX века был широко распространен в Вологодской губернии. Он был главным образом сосредоточен в Кадниковском, Вологодском, Грязовецком уездах. Много мастеров работало и в Тотемском, Великоустюгском и Сольвычегодском уездах. В других уездах губернии он носил семейно-ремесленный характер, и катанием валенок занимались для своих нужд.

Валяльный промысел в Вологодской губернии не являлся основным средством для существования, а служил лишь подспорьем к земледелию и сельскому хозяйству. При небольших объемах производства, большинство местных каталей работало единолично, без применения наемного труда. Наемный труд применялся только при большом скоплении заказов. Чаще всего это было перед началом зимних праздников. Помещением для работы большинству каталей служила жилая изба, и только более зажиточные мастера имели особое помещение для мастерской.

Катавальный промысел

Все орудия катавалей были самодельные. Они содержали в себе только конструктивные детали, необходимые для работы, хотя нужно отметить, что даже грубо обработанные вещи не лишены были художественной образности. Мастера использовали разные породы дерева, которые придавали особый оттенок инструментам, выявляли текстуру и узорность древесных слоев. Все принадлежности для изготовления валенок хранили и передавали по наследству по мужской линии.

Сегодня валенки вновь входят в наш повседневный быт. Это теплая, легкая и удобная обувь. Художественный дизайн придал валенкам современный вид и красоту. Сейчас промысел катания валенок живет и развивается. В Вологде валенки можно приобрести в магазине «Вологодские сувениры» (ул. Чехова, д.12), «Вологодские промыслы» по адресу ул. Козленская, д.43а.

Народная кукла

Народная кукла

Самые первые куклы появились еще на заре человечества и делались они из золы. Такие куклы звались Баба (женское божество). «Баба» передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась она в день свадьбы. Эта кукла считалась оберегом женщины, дома, очага.

Известна еще одна очень древняя кукла – кукла из остриженных волос девушки. Считалось, что такая кукла может лечить человека в случае болезни.

Кукла в те времена была не только оберегом женщин, но и защищала мужчин. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает ему о доме, очаге. У каждой хозяйки в доме в «красном углу» (так назывался угол, в котором стояла икона и обережные вещи) была куколка. Также у каждого новорожденного дитя была в колыбельке яркая кукла, охраняющая младенца от "дурного глаза". Но были и просто обыкновенные игровые куклы, с которыми играли дети.

На Руси разнообразие кукол было очень большим. Самая распространенная детская игровая кукла – «стригушка». Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала с собой ребенка и, чтобы ему было чем играть, мама делала ребенку куклу из травы. Ещё один вид куклы – «вепсская кукла». Делалась она из старых вещей матери, причем без использования ножниц и иглы. Делалось это для того, чтобы жизнь ребенка была «не резаная и не колотая».

Кукла "десятиручка" помогала девушке в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы молодуха (девушка, которая недавно вышла замуж) все успевала по хозяйству, и все у нее ладилось.

Народная кукла

Кукла «зерновушка» или «крупеничка» делалась для того, чтобы в доме было сытно и богато. Делали ее после сбора урожая из разного зерна, собранного с поля. Также эта кукла была символом деторождения.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла.

Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок ткани, свернутый в «скалку», тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость.

Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды, чаще всего свадьбы. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни.

На Руси в игрушку всегда вкладывали определенный смысл. Она наделялась магической силой плодородия. Вот почему часто игрушка - свадебный атрибут. Куклы, наряженные в красные ситцевые лоскутья, украшали "куличку" и "пряницу" (так назывался жертвенный хлеб в России). Куклу давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством.

Роспись по дереву

Роспись по дереву

Роспись по дереву, лубу и бересте была хорошо развита на вологодской земле. Еще в давние времена стали известны районы, расписные изделия которых распространялись не только по территории края, но и вывозились за его пределы.

Особый интерес представляет художественная роспись народных бытовых предметов, занимавшая важное место в декоративном искусстве народов Севера. Роспись по дереву широко бытовала по Северной Двине, Сухоне и ее притоку Югу и Лузе, в центральных и западных районах Вологодской губернии. Для украшения своего жилища крестьяне расписывали красками стены изб, перегородки в них, двери, печи, деревянную посуду и различную утварь вроде лубяных лукошек, поставцев, дуг, вальков и т.д.

Особенно любимым предметом для украшения была прялка. Наиболее частыми были сюжеты, отражавшие мечты крестьянина о счастливой и благополучной жизни: свадебные путешествия, гуляния, чаепития, деревенские посиделки, народные пляски, сцены охоты в графических северодвинских и устюжских росписях. В свободнокистевых росписях преобладал растительный орнамент с пышными вазонами и букетами роз, тюльпанов и гроздьями винограда. Но чаще всего на прялках встречался растительный орнамент.

Роспись по дереву

В 1976 году в Вологде было организовано предприятие народных художественных промыслов «Надежда», выпускающее более 200 видов точеных и резных изделий с росписью по дереву. Опытные мастера и художники освоили борецкую роспись, одну из самых красочных по цвету, насыщенную многочисленными элементами в орнаменте. История борецкой росписи берет начало в традициях древнерусского искусства иконописи XVII века и миниатюрах рукописных книг. Она широко бытовала в Сольвычегодском уезде Вологодской губернии. Продолжая развивать древние традиции Севера, художниками разработаны современные формы изделий из дерева. Роспись заиграла новыми красками и композиционными решениями на бочатах, чашах, ковшах, братинах, поставцах, коробах, ушатах и т.д. Привлекательной особенностью продукции вологодских мастеров является многоцветность, пластичность орнамента, который выполняется в основном на белых и золотых фонах, что широко использовалось в росписи борецких прялок.

Традиционная вышивка

Традиционная вышивка

Вышивка – один из наиболее древних и распространенных видов украшения ткани на Руси. Орнаментация народной вышивки уходит своими корнями в глубины истории. Вышитый узор представляет собой древнюю знаковую систему. Каждая деталь узора и ее цвет имели свое определенное значение.

Существует большое разнообразие техник вышивки, которыми украшали полотенца, скатерти, предметы костюма. Традиционными на Русском Севере были счетные швы. Вышивка «двухсторонний шов» или «роспись» представляла собой четкий графический рисунок, одинаковый на лицевой и изнаночной стороне. Распространен был также «набор», напоминающий тканый узор. Строчевые вышивки в основе своей всегда имеют сетку, созданную из разреженной ткани фона, по которой плотный узор выполнялся настилом или штопкой. Эти вышивки очень изящны и красивы. Своеобразие вышивки «вологодское стекло» состоит из узорных розеток, выполненных при помощи «сновок», обшитых петельным швом с легкими воздушными геометрическими орнаментами на сквозных ажурных фонах. Узорами вышивок служили величественные павы, женские фигуры, барсы, кони, олени, растительные мотивы. Орнаменты располагались широкими и узкими полосами, выполнялись обычно красными нитями по белому или серому фону. Чрезвычайно декоративной вышивкой был цветной тамбур с рельефными плавно изгибающимися линиями узора.

Особенно богаты вышивкой были праздничные вещи, так как предназначались для проведения определенных обрядов. Любое значимое для человека событие от рождения до смерти не могло состояться без использования в нем особых одежд и полотенец. Расшитые красным по белому полотенца принимали новорожденного и они же провожали в последний путь. Не менее 40 полотенец должна была вышить невеста для свадебного обряда, чтобы одарить ими жениха и родню, украсить свадебный поезд. Вышивкой украшала девушка горловину, рукава и подол рубахи для жениха. Но более того расшивался наряд невесты. Начиная с исподней рубахи и заканчивая головным платком, орнаментировалось все. Именно орнамент давал право девушке перейти в иное социальное и духовное состояние, из одной жизни, девической, к жизни зрелой женщины, способной к продолжению рода.

Традиционная вышивка

Традиции вологодских вышивальщиц со временем не исчезли. И по сей день трудолюбивые руки современных мастериц повторяют на ткани старинные узоры, занимаясь реконструкцией народных костюмов, изготовлением полотенец, скатертей. Традиционной народной вышивкой в Вологодской области сейчас занимаются многие. Основным источником знаний о законах этого мастерства и его основах являются музейные коллекции. Непосредственное участие в восстановлении традиций вологодской вышивки принимает Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, имея в своих фондах уникальные образцы вышивок. При нем уже несколько лет работает студия вышивки, где проводится не только обучение технике, но и глубокое изучение традиций вологодской вышивки.

Современные мастера, используя разнообразные старинные техники, умело превращают ткани в подлинные произведения искусства. Они создают орнаментальные композиции на основе древних традиций, но с учетом веяний моды. В выставочных изделиях мастера чаще всего обращаются к архаическим орнаментам, наполненным глубоким смыслом. Сегодня традиционные вышивки развивают мастера центров традиционных ремесел, искусству вышивки обучают в студиях, ПТУ №15 народных промыслов, некоторых школах области.

Узорное ткачество

Узорное ткачество

Узорное ткачество как вид русского на¬родного искусства существует с незапамятных времен. Узорные скатерти-столешницы, полотен¬ца были известны еще в XII веке. Вплоть до XVIII века узорное ткачество носило характер домашнего ремесла. В быту узорные ткани на¬ходили самое широкое применение (полотенца, скатерти, платки, руба¬хи, другие предметы одежды). Крестьянские ткани изготавливались на ручном ткацком станке. Характер орнамен¬та народных тканей разнообразен: простые и сложные геометрические фигуры (ромбы, квадраты, много¬угольники), на Севере России преобла-дали обобщенные изображения рас¬тений, животных, человека (в том числе в Вологодской области). Со 2-й половины XIX века тканые предметы рус¬ского народного костюма сочетались с вышивкой, лентами, позументами, придающими праздничность одежде. Особенно нарядным был праздничный костюм: в него входили шитые из домотканого холста рубахи с широким тканым узором на подоле и рукавах, передники - запоны, клетчатые поневы, шушпаны, узорные тканые пояса и многое другое. Среди бытовых изделий можно выделить льняные узорные скатерти-столешницы с вязаной прошвой посередине, полотенца, нарядные подзоры, дорожки, покрывала. При сравнении современных изделий узорного ткачества с подобными изделиями прошлого века можно увидеть устойчивость традиционных технических приемов и связанных с ними художественных особенностей.

Узорное ткачество

В Вологодской области в городе Череповец на основе местных ткацких артелей в 1930-е гг. была основана фабрика «Красный ткач».

Узорное ткачество сегодня активно развивается центрами традиционной культуры, работают индивидуальные мастера. Развитием традиционного узорного ткачества занимаются специалисты Вологодского областного научно-методического центра.

В современных изделиях мастеров сохраняется яркая многоцветная гамма вологодских узорных тканей. Занавеси, дорожки, покрывала, салфетки из хлопчатобумажной и полушерстяной пряжи отличаются разнообразием и сложностью узоров, использованием ткацких эффектов переплетений.